ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №264» (новая редакция)
Аннотация
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №264», разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в соответствии с основными нормативными правовыми документами:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
– Уставом МАДОУ «Детский сад №264».
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №264» ориентирована на детей от 2 до 7 лет с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в Учреждении, в том числе программа направлена на разностороннее развитие детей от 5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – (задержка психического развития (далее – ЗПР), тяжелые нарушения речи (далее – ТНР), а также на условиях кратковременного пребывания в ДОУ – 4 часа с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы разработана с учетом:
-основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (далее – программа «От рождения до школы»);
-программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой (далее – программа «Ладушки»).
Для групп компенсирующей направленности обязательная часть разработана с учетом:
-примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
-примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития;
-методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С.Г. Шевченко (в 2-х книгах);
– комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена парциальными программами:
-психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой;
-развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой;
-художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» И.А. Лыковой;
-«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцаковой;
-методическим пособием «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О.С. Ушаковой;
-методическим пособием «Образовательная деятельность с детьми на прогулке: прогулочные карты» О.Р. Меремьяниной.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоение Программы. Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию программы; значимые для разработки реализации Программы характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, а также особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, тяжелые нарушения речи).
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики Программы.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Программа завершается дополнительным разделом.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:
– поддержка эмоциональных сил ребенка в процессе его взаимодействия с семей, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребенка;
– учет в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
– нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;
– сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
– практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
– ценностное отношение к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребенка, и взрослого;
– деятельности подход в отношениях «педагог-семья»;
– интеграция внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи;
– разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнерами по общению, каждый из которых несет персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли;
– комплексность, целостное видение воспитательной компетентности родителей;
– системность-упорядоченность периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.
Формы и активные методы сотрудничества с родителями: родительские собрания, участие в коллегиальных органах управления, консультации, совместные праздники, акции, конкурсы, анкетирование, проекты, совместные выставки, размещение информации в родительских уголках (центрах), на сайте Учреждения.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №264» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) (новая редакция)
Аннотация
Адаптированная основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №264» для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) – (далее – адаптированная программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Адаптированная программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации адаптированной программы. Адаптированная программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание адаптированной основной образовательной программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
– «Социально-коммуникативное развитие»;
– «Познавательное развитие»;
– «Речевое развитие»;
– «Художественно-эстетическое развитие»;
– «Физическое развитие».
Обязательная часть адаптированной программы разработана с учетом:
-примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
-комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой (далее – комплексная образовательная программа Н.В. Нищевой);
-основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (далее – программа «От рождения до школы»);
-программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой (далее – программа «Ладушки).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена:
-методическим пособием «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О.С. Ушаковой (далее – методическое пособие «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»).
-программой психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой (далее – программа «Цветик-семицветик»).
Обе части адаптированной программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Содержание адаптированной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел адаптированной программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы; развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
Содержательный раздел адаптированной программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа); особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; взаимодействия взрослых с детьми; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики адаптированной программы.
Организационный раздел содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации Программы; материально-техническое обеспечение Программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, расписание организованной образовательной деятельности, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Адаптированная программа завершается дополнительным разделом с краткой презентацией программы, в которой указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована адаптированная программа Учреждения; используемые примерные Программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Адаптированная программа Учреждения направлена на разностороннее развитие детей от 5 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи (в том числе для детей на условиях кратковременного пребывания в Учреждении – 4 часа с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:
– поддержка эмоциональных сил ребенка в процессе его взаимодействия с семей, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребенка;
– учет в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
– нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско – родительских отношений;
– сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
– практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
– ценностное отношение к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребенка, и взрослого;
– деятельности подход в отношениях «педагог-семья»;
– интеграция внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи;
– разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнерами по общению, каждый из которых несет персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли;
– комплексность, целостное видение воспитательной компетентности родителей;
– системность-упорядоченность периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.
Формы и активные методы сотрудничества с родителями: родительские собрания, консультации, совместные праздники, акции, конкурсы, анкетирование, проекты, совместные выставки, размещение информации в родительских уголках (центрах), на сайте Учреждения.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №264»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) (новая редакция)
Аннотация
Адаптированная основная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №264» для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) (далее – адаптированная программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Адаптированная программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации адаптированной программы. Адаптированная программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание адаптированной программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Обязательная часть адаптированной программы разработана с учетом:
-примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития;
-методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С.Г. Шевченко (в 2-х книгах);
-основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
-программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена:
-программой психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой;
-программой художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» И.А. Лыковой;
-программой «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцаковой;
-методическим пособием «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О.С. Ушаковой;
-методическим пособием «Образовательная деятельность с детьми на прогулке: прогулочные карты» О.Р. Меремьяниной.
Обе части адаптированной программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Содержание адаптированной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоение Программы, развивающее оценивание качества образовательной деятельности. Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию программы; значимые для разработки реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; взаимодействие взрослых с детьми, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики Программы.
Организационный раздел содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, кадровые условия реализации Программы, материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, расписание организованной образовательной деятельности, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Адаптированная программа завершается дополнительным разделом с краткой презентацией программы, в которой указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Учреждения; используемые примерные Программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Адаптированная программа Учреждения направлена на разностороннее развитие детей с задержкой психического развития от 5 до 7 лет, с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в Учреждении, а также на условиях кратковременного пребывания в Учреждении – 4 часа с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:
– поддержка эмоциональных сил ребенка в процессе его взаимодействия с семей, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребенка;
– учет в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
– нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско- родительских отношений;
– сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
– практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
– ценностное отношение к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребенка, и взрослого;
– деятельности подход в отношениях «педагог-семья»;
– интеграция внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи;
– разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнерами по общению, каждый из которых несет персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли;
– комплексность, целостное видение воспитательной компетентности родителей;
– системность-упорядоченность периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.
Формы и активные методы сотрудничества с родителями: родительские собрания, консультации, совместные праздники, акции, конкурсы, анкетирование, проекты, совместные выставки, размещение информации в родительских уголках (центрах), на сайте Учреждения.
Авторские программы
Программа «Имаготерапия, как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»
Разработал:
педагог-психолог
Кин Олеся Сергеевна
Аннотация
С каждым годом количество детей, имеющих нарушения в развитии возрастает. Родители, надеясь на эффективность социализации своих детей в группах ребят, имеющих норму психического развития, стараются отдать своего ребенка в стандартный детский сад. Задача педагога-психолога в данном случае, помочь данным детям эффективно адаптироваться в группе.
«Имаготерапия” уходит корнями в латинское слово imago (“образ”). Неудивительно: ведь данный вид помогающей практики подразумевает воспроизведение личностью определённого комплекса образов, в которые включены образ мысли, образ слова, и образ действия. Будучи разновидностью поведенческой психотерапии, имаготерапия ставит целью научение субъекта более адекватным реакциям на внешние раздражители.
Имаготерапия, является наиболее эффективной в данном случае, т. к. она способствует:
– укреплению и обогащению эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
– воспитанию способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также развивает способность выполнять роль, соответствующую течению событий, принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;
– развивает способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;
– развивает способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, волевые качества, способности к саморегуляции.
Как показывает наш опыт работы, использование, в частности, имаготерапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка.
Практически каждый ребенок может участвовать в имаготерапевтической работе, которая не требует от него каких либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику.
Имаготерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев творческая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Программа уникальна тем, что ее можно использовать для работы с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, тяжелые нарушения речи).
ПРОГРАММА «ИМАГОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Программа по социально-психологической адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Разработал:
педагог-психолог
Кин Олеся Сергеевна
Аннотация
Цель коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей. Арт-терапия в данном случае позволяет обеспечить мягкий подход к ребенку, раскрепостить его внутренние переживания, преодолеть конфликты.
Проект программы составлен с учетом специфических особенностей моторно – двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный проект дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает активное взаимодействие педагога – психолога, воспитателя, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога по ИЗО.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребенка с сенсомоторной алалией
Разработал:
педагог-психолог
Кин Олеся Сергеевна
Аннотация
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития.
При алалии наблюдаются различные степени тяжести: от сравнительно легких форм, при которых речь развивается, хотя медленно и искаженно, примерно с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, при систематической и специальной помощи овладевают речью, но очень неполноценной и бедной.
Цель программы: социализация ребенка с сенсомоторной алалией в условиях ДОУ.
Задачи:
- Стимулировать пользование речью.
- Приучать к пользованию речью в общении с окружающими.
- Развивать возможность повторения (отражательную речь).
- Увеличивать словарный запас.
- Развивать память, внимание, мышление, восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
Предполагаемые результаты:
- Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
- Использование речи.
- Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
- Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С СЕНСОМОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)
Разработал:
воспитатель
Нейверт Анна Владимировна
Аннотация
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.