Критерии адаптации разработаны институтом педиатрии
ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
К двадцатому дню пребывания в детском саду у ребёнка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые.
Отношение ребёнка к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений.
Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
Нарушения в общем состоянии ребёнка выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается тоже через плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в детском саду.
Отношение его к близким людям – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.
Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается.
Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях.
Происходят изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи (диатез).
ТЯЖЁЛАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:
Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.
Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60 дню пребывания в детском саду.
Отношение ребёнка к близким людям – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности.
Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжёлая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
1) нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более трех раз, длительностью более 10 дней, ребёнок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов;
2) дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.
Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в детском саду.