- Важно выяснить следующие моменты:
а) проявление лжи является следствием:
– достижения благородных целей (героическая ложь);
– личных отношений или личных интересов;
– выдумки, фантазии (периода активного развития речи и воображения);
б) ребенок солгал случайно или преднамеренно;
в) если преднамеренно, то какова причина лжи. Возможные варианты:
– попытка избежать наказания;
– стремление привлечь к себе внимание;
– наличие у ребенка проблем, требующих решения (в том числе болезненной потребности обманывать других).
- На ребенка оказывает влияние вся совокупность жизненных проявлений. Поэтому следует проанализировать, если ребенок говорит неправду, нет ли в этом вины взрослых:
– не завышены ли требования к ребенку;
– не опекают ли ребенка излишним вниманием;
– не чувствует ли он себя отверженным в детском саду, семье;
– имеет ли место соперничество, ревность между детьми;
– не подражает ли ребенок кому-либо из окружающих;
– не является ли это реакцией на жесткие наказания.
- Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибок взрослых, в том числе, если ребенок сам сознается во лжи. В последнем случае лучше выразить радость по поводу того, что он поступил честно.
- Не делайте замечание в присутствии посторонних, лучше наедине постарайтесь пояснять ребенку, почему следует всегда говорить правду, что следует за ложью.
- Бурная негативная, эмоциональная реакция взрослого на ложь лишь усилит чувство страха и его потребность лгать, чтобы избежать наказания.
- Не создавайте ситуацию для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
- Старайтесь в повседневной жизни демонстрировать примеры честных поступков.
- Чем чаще ребенка будут поощрять за искренность, хорошие поступки, тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.
Примечание: Проявление лжи в поведении детей младшего и старшего школьного возраста чаще всего является результатом отсутствия доверительных отношений со взрослыми.