Инклюзия – настоящее или будущее?

Важно всегда было и будет только то,

что нужно для блага не одного человека,

 но всех людей.

Л.Н.Толстой

    В современной мировой психолого-педагогической теории и практике в течение нескольких десятилетий вопросы инклюзивного образования остаются по-настоящему актуальными. Термин «инклюзивное образование» был предложен ЮНЕСКО в дополнение к термину «интегрированное образование». Сегодня инклюзивное образование в России находится под пристальным вниманием родителей, педагогов, общественности и Русской Православной Церкви.

Это все еще пока эксперимент. Есть небольшое количество школ и детских садов для такой огромной страны. И те в основном находятся в Москве и Санкт Петербурге.

Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Инклюзивное образование – это результат развития идей гуманизма. Он основывается на исключительности и уникальности человеческой личности, ее праве на достойную жизнь независимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями и достижениями современной цивилизации.

Духовно-нравственное состояние общества зависит от того, как воспринимается и какое место в нем занимает человек с ограниченными возможностями. Успешное введение инклюзивной формы обучения возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. Существование инклюзивного образования, в свою очередь, укрепляет нравственную сторону общества.

В странах Запада, благодаря целенаправленной работе Церкви, средств массовой информации, в общественном сознании укоренилась идея равенства прав людей, независимо от состояния их здоровья и уровня развития. В России, где на десятилетия была пресечена линия церковной благотворительности, а для СМИ существовало негласное табу на освещение проблем инвалидов, в сознании людей надолго закрепилось определенное отношение к детям с психофизическими отклонениями.

Считаем, что в этом плане перед Россией стоит немало проблем. Насколько реально в сегодняшней России реализовать идеи инклюзивного образования?

Можно отметить увеличение бездуховности в обществе, отторжение традиционных ценностей Русской Православной Церкви и гуманистической культуры, рост виртуального и реального насилия. В этих условиях инклюзивное образование может стать спасительным средством, которое будет способствовать духовному возрождению общества.

Инклюзия, на наш взгляд, может быть только в той социальной среде, которая готова к восприятию этой идеи. Реализация системы инклюзивного образования в современной России станет возможной при решении сложной и комплексной задачи повышения духовности общества. Речь идет об изменении взглядов на систему воспитания: от семьи, детского сада, школы и до системы общественных взаимоотношений, работы СМИ, изменения образовательных программ и законодательства. Полагаем, что значительная роль в этом принадлежит Русской Православной Церкви.

Главное в работе нашего детского развивающего игрового центра – раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Дошкольники все разные и мы пытаемся подобрать то, что им интересно, и к чему есть способности. Ребенок у нас может попробовать различные занятия и остановиться на том, что ему больше всего понравилось. А мы обязательно подскажем родителям и мягко предложим нужное направление. Мы заинтересованы в том, чтобы время, проведенное детьми в «Пуговках», было ярким, насыщенным и познавательным.

Постоянно расширяем спектр своих услуг исходя из потребностей и запросов детей и родителей. Современная ситуация продиктовала нам одно из направлений нашей деятельности – работа с дошкольниками с особенными возможностями здоровья и потребностями: ЗПР, ДЦП, синдром Дауна, ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи, алалия, синдромом дефицита внимания, тревожность, органическое поражение ЦНС.

Возросло количество двуязычных детей. Мы не только учим говорить по-русски, но и проявляем уважительное отношение к их культурным традициям. Современному педагогу необходимо обладать определенными знаниями и поддерживать развитие всех детей, независимо от их этнического происхождения.

Таких детей в нашем городе и районе много. К счастью, некоторым из них, мы можем предложить психолого-педагогическое сопровождение развития. Это диагностика, коррекционно-развивающие и развивающие занятия, которые проходят индивидуально и в группе по 3-5 человек. А так же праздники, общение и совместные игры с другими детьми. Для родителей – семинары, тренинги и консультации специалистов центра.

Родители могут присутствовать на занятиях. Они имеют возможность увидеть педагогическое воздействие методов и приемов, закрепить полученные знания и навыки дома. Тут же задать любой вопрос и услышать ответ педагога детского центра.

Призываем на помощь родителей. Так как правильный настрой мам и пап – 50 % успеха в любой деятельности. Полагаем, что только в сотрудничестве с родителями, можно добиться результатов в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Мы не просто после занятия рассказываем о его содержании, но и даем конкретные рекомендации каждому ребенку.

Считаем, что инклюзия может иметь место и в таких центрах как «Пуговки». Уверены, что дети с разными возможностями и потребностями могут получить у нас качественное обучение, воспитание, опыт социализации и адаптации к жизни.

Мы знаем основы коррекционной педагогики и специальной психологии, имеем представление об особенностях психофизического развития детей, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Стремимся создавать позитивный опыт, который приносит радость и пользу от общения и обучения вместе всем детям, родителям и педагогам.

Здесь же затрагивается духовно-нравственный аспект. Развитие чувства милосердия и толерантности у детей. Такое общение взаимно обогатит их социальный опыт, научит понимать и слышать друг друга. Все дети нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников. Каждый ребенок способен чувствовать и думать. А для некоторых родителей это отличный пример для ответственности и возможного пересмотра своих личных и воспитательных ценностей.

Итак, мы, педагоги детского центра, выступаем за инклюзивное образование дошкольников, убеждены, что каждый ребенок уникален и даже гениален, стремимся максимально раскрыть его индивидуальность и потенциал, независимо от социального, национального, религиозного и другого признака.

Уверены, что инклюзивная форма обучения имеет место быть и в таких учреждениях как наше. Мы можем обеспечить: эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития детей с учетом их индивидуальных особенностей; психологическую и эмоциональную поддержку семьи. Мы стремимся к открытому и активному взаимодействию с социумом. Надеемся, что общественное сознание по отношению к детям с особенностями в развитии изменится. И инклюзия в России станет реальностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.