Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

 Если я чем-то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

 А, напротив, одаряю.

 Антуан де Сент-Экзюпери

 

Система образования предоставляет детям с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения.

Опросы родителей показывают, что в качестве учреждений, наиболее полно удовлетворяющих потребности семей, они называют центр коррекции – детский сад, психолого-медико-педагогический центр и детский сад компенсирующего вида.

Это означает, что родителей, в первую очередь интересует качество коррекционно-развивающей работы с детьми. Вместе с тем большая часть родителей считают наиболее перспективной комбинированную форму интеграции (52, 2%) .

Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.

Однако в методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определенному виду, принятых в мае 2007 года, указывается что «сегодня практически не разработан механизм осуществления Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю», или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, – это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

– развитие самостоятельности через предоставление помощи;

– обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

– формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

– исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

– подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

– исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

– рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) ;

– активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание новых методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это, прежде всего партнеры.

В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии внутри группы. Основная идея – наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается.

Инклюзивный детский сад решает кроме основных и специфические задачи:

квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.

Необходима просветительская работа с педагогами и родителями о представлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования:

1). Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.

2). Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса.

3). Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями) .

В 2011 году в Москве прошла международная конференция, посвященная инклюзивному образованию.

Конференция в Московском городском психолого-педагогическом университете называлась «Инклюзивное образование: методология, практика, технология». Она прошла в рамках комплексной программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год.

Мероприятие вызвало большой интерес специалистов, представителей общественных организаций.

Его целями был обмен опытом с зарубежными коллегами, анализ отечественной практики, обсуждение организационно-методологического обеспечения, организационно-управленческих вопросов, подготовки кадров и социокультурных практик.

На конференции присутствовали ведущие эксперты из Канады, Германии, Испании, Норвегии и Финляндии.

Инклюзивному образованию в России было посвящено выступление к. псих. наук, директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ С. В. Алехиной. Она обратила внимание на активное распространение практики инклюзивного образования в столице и регионах.

Ряд специалистов затронули основные проблемы инклюзивного образования в России:

– отсутствует нормативное регулирование;

– нет гибких образовательных стандартов;

– нет индивидуальных программ обучения;

– инклюзия не встраивается в процесс изменения всего образования;

– нет достаточного взаимодействия социальных и образовательных учреждений;

– дефицит программ и дидактических пособий для обучения ребенка с ОВЗ в условиях массовых учебных заведений.

Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже.

В результате обзора Интернета и методической литературы можно прийти к выводу, что большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности. Специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят. Педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы: советов спрашивать не у кого.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Детство – важнейший период

человеческой жизни:

не подготовка к будущей жизни,

а самая настоящая, яркая.

самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.