Как хорошо уметь читать!

logoped_umet_chitat_1Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи:

  • ребенок-школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами;
  • даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы. Он даже «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу, в числе самых нелюбимых предметов;
  • ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и те, кто читает хорошо.

Попробуем разобраться, в чем же причины такой повальной нелюбви детей к чтению, особенно удивительной для нашей страны, долгое время носившей звание «самой читающей в мире». Специалисты называют две основные причины:

  • результат раннего обучения, так как ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению;
  • специфическая задержка развития навыка чтения – дислексия.

До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов – сторонников «старой школы» – считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает.

С одной стороны, наука и техника постоянно развиваются, требуя от пользователей все большего уровня развития, и то, что наши предки научались делать к середине жизни, большинство из нас умеет и понимает уже в подростковом возрасте. Поэтому раннее развитие и обучение ребенка – это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации. Но, с другой стороны, не стоят на месте и так называемые патогенные факторы: плохая экология, большой процент хронических заболеваний, а также стрессы, новые болезни. Все это приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее.

Чаще всего к методикам раннего обученияlogoped_umet_chitat_2 чтению обращаются родители, мечтающие вырастить маленького вундеркинда, или стремящиеся подготовить ребенка к поступлению в престижную школу.

Взрослым, стоящим перед выбором – учить или не учить малыша читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса. Во-первых, достаточно ли хорошо они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем. Например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Во-вторых, выдержит ли их чадо предлагаемые ему нагрузки. Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или наоборот пассивен, то до 5-6 лет лучше ограничиться развивающими играми. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте важнее научить малыша связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов.

Не может или не хочет?

Все чаще от учителей начальной школы и детских психологов родители плохо читающих детей могут услышать непонятный и пугающий диагноз: «дислексия». Обнаружили эту проблему («специфическое нарушение чтения в процессе развития») в конце девятнадцатого века, а исследовать и пытаться исправить – стали лишь в середине прошлого. Это нарушение становится препятствием в обучении школьников. Наиболее ярко оно выражено у детей 6-8 лет, именно в этом возрасте дислексию легче обнаружить и скоррегировать. Ребенок, предрасположенный к дислексии, неспособен овладеть слогослиянием, автоматизированным чтением целыми словами, нередко плохо понимает прочитанное. Также обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлеченных понятий – временных, пространственных и т.д.

Ведущий симптом дислексии на начальном этапе овладения чтением: ребенку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные звуки в слоги.

Наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей, или у так называемых «скрытых левшей», когда ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не левое, как у правшей, полушарие мозга.

Эти дети испытывают проблемы в пространственной ориентации, например, право и лево. Они могут читать слова и целые строчки справа налево, при чтении у них преобладают ошибки в виде замены букв или слов.

Нарушения чтения очень часто сопровождаются нарушением письма («дисграфией»), например, происходят замены гласных («часто-чосто») или пропуски гласных («лежит-лжт»).

Ребенку требуется консультация специалиста, если он:

– путается в порядке следования времен года и дней недели;
– не может правильно повторить в прямом порядке больше трех цифр, а в обратном – больше двух;
– не может правильно повторить даже простые ритмы, например, взрослый стучит рукой или карандашом по столу;
– затрудняется в составлении рассказа по картинкам;
– плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево.

Но далеко не всегда проблемы чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Учителя первых классов часто жалуются на сложности, возникающие на уроках чтения из-за того, что дети изначально находятся на разном уровне подготовки. Одни уже бегло читают, другие только научились складывать буквы в слова. Хорошо читающие дети отвлекаются, мешают другим, потому что им скучно слушать. Плохо читающий ребенок начинает стесняться своего неумения и от этого читает еще хуже. Если же педагог ориентируется на хорошо читающих детей, то малыш, который плохо читает, ничего не понимает и не успевает на уроке. Постепенно теряет интерес к учебе. Глубоко травмируют ребенка замечания более хорошо читающих одноклассников. Такая практика, как чтение на скорость, ставит ребенка в невыгодное для него положение – ведь большинство детей читают быстрее. То же самое происходит с застенчивым ребенком – ему тяжело читать вслух, «на публику».

logoped_umet_chitat_3Что делать?

С раннего детства приучайте ребенка к книге, читайте ему сказки, стихи. Пусть уже с года, а то и раньше, одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события – усложнение материала должно происходить постепенно. Видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна? Не настаивайте. Отложите ее на время.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка – вы сами. Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что их хватает, – это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

Заведите ритуал вечернего чтения. Выберите какую-либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, с более старшими детьми читайте вслух по ролям.

Если ребенок категорически отказывается читать что-либо дополнительно, попробуйте предложить почитать ему о том, чем он интересуется.

Ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно? Пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочесть дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте, ребенок может понять, что вы таким образом пытаетесь его заставить читать.

logoped_umet_chitat_4

Приучайте ребенка пользоваться библиотекой. Вместе выбирайте там книжки.

Не гонитесь за скоростью, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное.

Не перегружайте ребенка ежедневным чтением вслух – по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника 10-15 минут.

Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры. Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.

Если у ребенка плохо получается читать, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов – психолога, дефектолога или логопеда.

Как организовывать работу дома с детьми, которые плохо читают:

– в течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;
– когда ребенок читает, находитесь поблизости, чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом; но не сидите у него над душой – это создает эффект принуждения;
– если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ему вслух заданный текст. Затем пусть он читает его самостоятельно, а вы поправляете;
– проявляйте интерес к тому, что читает сын или дочь;
– отмечайте каждый день доже незначительный, с вашей точки зрения, успех похвалой или поощрением;
– не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей, особенно его братьев и сестер, – постоянное сравнение снижает самооценку, закрепляет неприязнь к более успешным детям.

logoped_umet_chitat_5

Подготовила:
учитель-логопед,
учитель-дефектолог
Е.В. Данилевская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.