- Видишь, у тебя ничего не получается – дай я сделаю..
Малыш копошится со шнурками или пытается застегнуть пуговицу, а уже пора выходить. Конечно, проще сделать все за него, не обращая внимания на гневное детское “я сам”. Тем более, что вскоре порывы самостоятельности иссякнут – зачем стараться, когда мама все равно отругает? Позже мама все равно отругает – уже за несамостоятельность и бездеятельность. И по привычке – сделает сама (решит задачку, поговорит с учителем, выберет ВУЗ).
“Дай лучше я, у тебя не получится, ты не умеешь, не знаешь, не понимаешь” – психологи считают, что все эти фразы заранее программируют ребенка на неудачу, вселяют в него неуверенность. Он чувствует себя глупым, неловким, неудачливым, и поэтому старается как можно реже проявлять инициативу, как дома, так и в школе, и в кругу друзей.
- Возьми, только успокойся…
Конечно, стоически выдержать многочасовое заунывное “ну пожалуйста, ну можно, ну ка-апельку” под силу немногим родителям, и в чем-то их можно понять. Но сменив строгое «нет» на замученное «да» папа с мамой, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамин отказ не стоит воспринимать всерьез.
- Еще раз такое увижу – ты у меня получишь…
Как правило, дальше угроз дело не доходит, и все обещания сходить в школу, лишить мультфильмов и не отпустить гулять так и остаются словами. А значит, очень скоро они перестают действовать. Если же на сто первый “последний” раз доведенный до белого каления родитель осуществляет наказание, оно вызывает лишь обиду и недоумение. Без всякого, надо сказать, педагогического эффекта. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае, а не внезапные эмоциональные порывы приводят его в замешательство.
- Быстро перестань!
Немедленно помолчи, сейчас же успокойся, живо, скорее, кому сказали… С кем еще, кроме ребенка, можно так разговаривать? Муж, начальник, подруга, соседка – любой был бы как минимум оскорблен подобным обращением и потребовал извинений. Ребенок, кстати, тоже обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы “перестать” и “успокоиться” начинает протестовать. Малыши плачут и капризничают, подростки бросают “отстань” и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, а должного воздействия – ноль.
- Ты должен понимать, что …
И далее по списку: природу надо беречь, старших – уважать, школу не прогуливать, родителям – помогать, шапку – надевать… Голос как можно более занудный, интонации – менторские. Какой будет реакция? Правильно, тоска в глазах и желание оказаться от родителей как можно дальше. У многих детей возникает защитная реакция, так называемый смысловой барьер – ребенок просто “перестает” воспринимать нравоучения и действительно “не понимает” что ему говорят, переключаясь на что-то другое.
Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Он озабочен, в первую очередь, своей проблемой, и плохо воспринимает даже самые здравые и правильные рассуждения или доводы родителей. В этом случае необходимо дать ему успокоиться, позволить выговориться или напротив, побыть одному, и только потом, в спокойной обстановке, обсудить его поведение.
- Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Девочка должна быть аккуратной и не лазать по деревьям, мальчик – не плакать и любить спорт. А иначе – будут звать рохлей и нюней или замуж не возьмут! Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка – испытывать комплексы по поводу “неженской” профессии или недостаточно убранной квартиры. Другой вариант – полное, нарочитое отрицание этих стереотипов. Следствием розовых платьиц, куколок и бантиков, слишком усердно навязываемых мамой, могут стать джинсы, короткая стрижка и презрение к “бабским глупостям”.
- Не расстраивайся из-за ерунды…
Возможно, это действительно ерунда – подумаешь, машинку не дали, подружки футболку назвали дурацкой или домик из кубиков рассыпался. Но вспомните себя в таком возрасте – разве это не было серьезной и важной проблемой? А если родители этого не понимают, то в следующий раз им и рассказывать не за чем. Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, взрослые рискуют потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах.
- Побереги мое здоровье…
А разве здоровую и полную сил маму можно доводить до слез? Или хамить цветущей и полной сил бабушке? Сердце “колет”, давление поднялось, мигрень – рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие близких ребенок по привычке может не обратить внимания.
- Нет, это мы не купим – денег нет (дорого)…
Фраза подразумевает: были бы деньги, обязательно купили бы. Конечно, сказать это проще, чем объяснять, почему не стоит покупать все подряд, как надо относиться к деньгам и строить семейный бюджет, но вряд ли правильнее. Чадо поймет лишь одно – у папы с мамой мало денег, и именно из-за этого ему не покупают коробку шоколада и очередного монстра.
- У всех дети как дети, а ты…
Все не как у людей, горе луковое, наказание, неряха, растяпа – подобные ярлыки понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать. “У меня все не как у людей”, “с моим-то ужасным характером” – отзывается эхом несправедливая критика годы спустя. Другая типичная реакция – ответное нападение. Ребенок копирует поведение родителей, начиная критиковать их самих: “Вы неудачники, ничего не понимаете, ваши взгляды устарели”.