Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предложите ребенку поиграть, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства.
Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.
- Лексические и логические упражнения.
а) Беседа о транспорте:
– Куда мы идем? (К остановке автобуса)
– Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский)
– А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай)
– А метро – это какой транспорт? (Подземный)
– А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)
– Какой грузовой транспорт ты знаешь?
– Чем отличается автобус от троллейбуса?
– Может ли трамвай объехать человека?
б) Беседа «Мы идем в гости»:
– Кто такие «гости»? (Это пришедшие к нам люди)
– Кто ты бабушке? (Я бабушке – внук)
–А кто я бабушке? (Ты бабушке – дочь)
– Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж)
Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
в) Называние предмета (сказать, на какой звук начинается слово):
– А я вижу машину. Первый звук в слове машина – [м] … и т.д.
– А что видишь ты? На какой звук начинается слово? (Это хорошее упражнение для затормаживания возбужденного расшалившегося ребенка)
Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один говорит слово, другой – определение к нему или действие.
г) Называние предметов одного цвета (формы).
д) Составление словосочетаний, предложений с определенным словом.
- Упражнение на воображение и фразовой речи.
а) Игра «У бабушки»:
– Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
– Кто еще к ней придет?
– Кто где сядет за столом?
– Что же приготовит нам бабушка?
– Сколько тарелок будет стоять на столе?
– Какая посуда есть у бабушки?
– Что тебе нравится в доме у бабушки?
б) Лексическая игра:
– Давай поиграем. Я буду называть слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко.
в) Закончи предложения:
На столе стояли большие красивые … (чашки).
Стол был накрыт белоснежной … (скатертью).
Около стола стояли высокие … (стулья).
Диван был накрыт … (пледом).
Около кресла стояла … (ваза с цветами).
После гостей … (нужно убираться).
- Упражнение на развитие памяти и речи.
– Назови людей, которые сидели за столом.
– Кто сидел рядом с тобой?
– Опиши одежду тети (брата, дедушки).
– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, а какое – потом.
4. Упражнение на воображение.
– Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол?
– Как бы ты закончил праздник?