Использование фольклора в реализации образовательной области «Физическое развитие»
На современном этапе одним из важных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. В настоящее время педагоги с большим вниманием относятся к развитию личности ребенка, связанным с возможным обновлением и улучшением системы дошкольного физического воспитания. Наряду с новыми, современными моделями воспитания, надо помнить и возрождать лучшие образы народной педагогики. К таким относится народный фольклор.
Фольклор – это английское слово, обозначающее народную мудрость. Фольклор включает в себя различные загадки, скороговорки, прибаутки, потешки, игры, считалки и многое другое. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной музыкальной. Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию.
Также сейчас остро стоит вопрос не только о совершенствовании работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей, но и привлечении внимания детей и их родителей к фольклорному материалу, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность. Ведь русский детский фольклор с далеких времен был школой воспитания с самых малых лет доброго, человеческого отношения к окружающему.
Свою работу по данной теме строю в соответствии с образовательной программой ДОУ, разработанной на основе:
– Комплексной программы дошкольного образования общеобразовательной направленности «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
– Парциальной программы дошкольного образования с осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников.
Содержание работы по методической теме «Использование фольклора в реализации образовательной области «Физическое развитие», направлено на реализацию цели развития и организации физического воспитания в детском саду, так чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма, посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры.
На мой взгляд, использование фольклора в процессе физкультурно-оздоровительной работы позволит не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и окажет положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности дошкольников, а также сформирует у них интерес к систематическим занятиям физической культуры.
Для успешного использования фольклора в физическом воспитании дошкольников, организую совместную образовательную деятельность взрослых и детей, ежедневную самостоятельную деятельность детей, а также использую фольклор в утренней и оздоровительной гимнастиках после сна, ритмические гимнастики в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные игры, игры – забавы. Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
- Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать и выполнять физические упражнения;
- Обогащать опыт слушания за счет различных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток и т.д.);
- Учить выслушивать произведение до конца, легко включаться в процесс воспитания;
- Обогащать словарный запас детей;
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, посредством активизации взаимодействия с родителями;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в физкультурных мероприятиях.
Но самой главной задачей является установка прямой зависимости между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Для реализации задач использую здоровье сберегающие технологии, игровые, мультимедийные.
В работе по данной теме определила следующие направления:
- Создание предметно-развивающей среды для осуществления работы по физическому развитию с использованием фольклора;
- Чтение, беседы, экскурсии для ознакомления с истоками русской народной культуры и традиций;
- Организация совместных физических мероприятий взрослых и детей;
- Осуществление взаимодействия со специалистами (педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
- Педагогическое просвещение родителей и их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к фольклору.
При реализации поставленных задач применяю такие методы, как:
- Рассматривание предметов и картинок о фольклоре;
- Разные виды подвижных игр, связанные с фольклором;
- Игровые ситуации;
- Сюжетно-ролевые игры с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора
- Досуги. Развлечения, занятия
- Беседы.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий. Детям должен быть хорошо знаком комплекс физических упражнений, который предлагается для выполнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры). Также, в соответствии с возрастными особенностями детей, использую фольклорный материал (потешки, загадки, песенки, прибаутки, сказки, считалки, скороговорки, пляски).
Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократном повторении каждого движения.
Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от этих занятий намного выше, если выполняются охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например: общеразвивающее упражнение «Колобок», «Теремок», «Мишка на прогулке») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее представить его облик. Образ также помогает качественнее выполнять основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», вразвалочку – «идет медведь», с гордой осанкой – «лиса – всему свету краса».
Физические упражнения в сочетании с фольклором я располагаю в определенном порядке, которые обусловлены физиологическими и психологическими особенностями детского организма (от простого к сложному).
В своей работе использую различные типы фольклорных физкультурных занятий: двигательно – творческие, сюжетные, театрализованные, музыкально – ритмические, игровые, познавательные, интегрированные, утренняя гимнастика, физкультминутки.
Через непосредственную образовательную деятельность расширяю и обогащаю знания детей о фольклоре.
Особое внимание обращаю на малые фольклорные жанры, которые можно использовать в различных физических упражнениях.
Широко использую различные игры, тесно связанные с фольклором: хороводная игра «Горелки», «Имальца», «Ляпа», «Кулай», «Курочка по зернышку».В ходе этих игр дети развиваются не только физически, но и происходит совершенствование знаний о традициях русского народа.
Правильно организованная предметно-развивающая среда, способствует ознакомлению воспитанников с малыми фольклорными жанрами.
Центр искусства наполнен раскрасками на тему фольклора, трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать свое восприятие русских традиций в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью пластилина.
В центре речевого творчества имеются различные виды театра, художественная литература (скороговорки, потешки, сказки, песенки и т. д.). Также создала картотеку подвижных игр с элементами малых фольклорных жанров.
В процессе игр наблюдаю, что дети охотно берут на себя ведущую роль, включаются в разные ролевые диалоги, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда способствует правильному восприятию фольклора и физического развития каждого ребенка.
Важную роль в приобщении ребенка к истокам своей народной культуры и здоровому образу жизни играет семья. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к спорту.
Совместно с родителями организовала развлечения «Чаепитие в сказочной стране», «Дружная семейка», «Развиваемся играя». Провела родительское собрание «Здоровый ребенок, здоровая семья – здоровая Россия!». Подготовила консультации: «Поиграйте с ребенком в сказку», «Народные игры и традиции России», «Развитие двигательных навыков детей средствами малых фольклорных жанров».
Принимаю активное участие в методической работе детского сада. Для педагогов ДОУ подготовила рекомендации: «Как использовать малые фольклорные жанры в физическом воспитании дошкольников». Консультации: «Обучаем детей связной речи», «Фольклор и его значение для детей дошкольного возраста».
Анализ проделанной работы показал, что уровень развития и физических навыков дошкольников, заметно вырос.
У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
У родителей также повысился интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Они с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Постепенно у детей сформировалась внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогатился и расширился словарный запас.
Таким образом, широко используя фольклор можно добиться от детей качественного выполнения движений, обогатить их словарный запас, развивать память, приобщать детей к русской народной культуре, прививать любовь к Родине.