Консультация «Пересказ текста»
Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
Предложите ребенку сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н.Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы: Что делали мальчики? Что делал котенок Васька? Где лежала шляпа? Почему мальчики прыгнули на диван? Почему мальчики побежали на кухню? Как мальчики хотели испугать шляпу? Почему шляпа подпрыгнула?
Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и верно рассказать историю. Сначала ребенок почти дословно (по модели) передает содержание истории. Хотя это еще неструктурированная речь, но она способствует использованию устойчивых словосочетаний, встречающихся в тексте.
Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значения слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: земля, горы, язычок; идет человек (дождь, весна, письмо); свежий ветер (хлеб, новости).
Спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл пословиц, поговорок. Разберите значение устойчивых фразеологических словосочетаний. Используйте их в собственной речи. Учите ребенка отгадывать загадки, они учат выделять существенные признаки предметов. Они отличаются четкостью построения фразы, образностью. Используйте фольклорные и литературные загадки. Предложите ребенку узнать предмет по описанию. Если ребенок попробует сам придумывать загадки, это замечательно.
Чаще включайте в совместный досуг игры со словами (ребусы, кроссворды и т.п.). Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, служат профилактикой ошибок на письме. Развивайте умение задавать информативные вопросы.
Учитывайте уровень развития ребенка. Старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребенок не готов к пониманию сути того или иного явления. Избегайте длинных объяснений. При это для успешности общения необходимо не просто узнавать слова, но и соотносить их с определенным социальным опытом.