Как выбрать книжку для малыша и как прочитать ее.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. Пока он еще совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, для малыша, является чтение книги. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести книгу в магазине. Сейчас все обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие мамы, папы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о ток, как выбрать книгу для ребенка, чтобы она была красивая, и полезна и понравилась ему.
Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям, чтобы заинтересовать его. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весть текс книжки, а просто показывает малышу понятные ему картинки, то можно воспользоваться и книжками для более старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребенку полностью, то желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий.
Часто дети хотят сами «почитать» книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объемными, выдвигающими частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движение малыша еще не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначен для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать не большие, чтобы ребенок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.
Многие родители спрашивают, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжку: с высокохудожественными или с примитивными, доступными маленькому ребенку. Наверное, каждый взрослый решает этот вопрос, ориентируясь на свой вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить, читая с ребенком книги.
Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребенку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания ребенка и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяется не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребенку, изображения должны быть похожи на реальные5 предметы.
Когда книжка уже куплена, перед родителями встает новый вопрос: как читать ее, чтобы у ребенка появился интерес к чтению?
Прежде всего, опять-таки надо учитывать возраст ребенка и его возможности. Так, один ребенок уже может подолгу сидеть с мамой и заворожено слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Некоторые дети уже в год (а бывает и раньше) живо интересуются книгами, повсюду носят их, без конца перелистывая страницы, рассматривают картинки и «читают» в слух. Они с огромным удовольствием слушают, когда им читают взрослые. Но случается, что и трехлетнего ребенка не удается заинтересовать книжкой. Почему? Причин может быть много:
-в выбранной книге нет заинтересовавших его картинок (их или слишком мало, или они переполнены);
– взрослые читают слишком быстро или слишком медленно, а возможно, слишком долго и ребенок не в состоянии усидеть на месте;
-а может, малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим. Бывает даже и так, что родители, осознавая безусловную пользу чтения, стараются при помощи хитрости, и иногда даже и силы усадить к себе на колени и почитать ему. Тогда ребенок чаще всего начинает вырываться, а если и сидит смирно, то скорее всего, вряд ли слушает маму или папу.
Сесиль Лупан (М., 2012) предлагает превратить процесс чтения книг в увлекательное занятие, во время которого малыш исполняет активную роль. Она предлагает показать ребенку, что книга – это не просто предмет, который купили в магазине, а результат вашего с ним взаимодействия, игры. И ребенку предлагается сочинить вместе с вами текс (если малыш уже умеет разговаривать) и стать главным героем новой книги. В приложении приводятся образы книжек-самоделок, которые могут вам наладить контакты с ребенком и решить некоторые проблемы.
Тема книги может быть выбрана любая, но обязательно связанная с ежедневными занятиями ребенка. Если у него существует какая-то проблема (например, ребенок не хочет ходить в детский сад, не желает расставаться с соской и др.), то сделанная вместе с ним книга поможет ему и вам. Например, сделайте книгу, скрепив несколько пластиковых папок – карманов в скоросшивателе. На одной из получившихся страниц нарисуйте (или вложите фотографию), как ребенок утром идет в детский сад. Пусть ребенок придумает текст для этой странички, например, такой : «Дашенька идет по дорожке». Поместите этот текст либо на соседней странице, либо там же, под картинкой или фотографией. На следующей странице нарисуйте детский сад, ребенок придумает простые слова к этому рисунку (например: «Вот детский сад»). Далее могут быть размещены рисунки детей, воспитателей, игрушек и др., в зависимости от проблем, которые вам предстоит решить.
И еще очень важная деталь: совместное чтение книг – это одновременно и способ научить ребенка чему-то новому, и возможность приласкать малыша, установить с ним тесный контакт. Во время чтения может возникнуть чувство близости между взрослым и ребенком. Постарайтесь не разрушать это волшебное чувство, не отвлекайтесь во время чтения на телефонные звонки, на домашние дела, на разговоры с другими членами семьи. Тогда процесс чтения доставит удовольствие и вам, и Вашему малышу.
Все перечисленные случаи (и вероятно многие другие) могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивлению ребенка.
Может быть, малышу сначала стоит показать книгу, полистать ее, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает книгу. Быть может, до определенной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. В этом случае лучше не форсировать события, а предоставить малышу свободу. И только тогда, когда ребенок освоит эту операцию (или параллельно с ее освоением), взрослый может привлекать его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая ее: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребенка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какие у зайчика ушки длинные-длинные». После таких не трудных занятий ребенок, перелистывая очередной раз книжку, будет радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку.
В том случае, когда ребенок уже получает удовольствие от подобного совместного «чтения», взрослые могут перейти к краткому пересказу текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребенок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Однако рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим длинные предложения и обороты речи. Ребенок раннего возраста с удовольствием слушает незамысловатые рассказы, которые взрослые придумывают, листая вместе с ним страницы взрослых журналов.
Семейный альбом (перелистывание его, узнавание себя самого, а затем и близких людей) может стать первой книжкой для малыша. Дети, которые уже умеют говорить, называют альбом «книжкой про Настю» (Катю, Сережу и др.). И как водится, «книжка про меня» становится любимой и желанной для ребенка на долгое время.
Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребенку прочитывается текст, написанный под картинкой. Если вы достигли этого этапа, будьте внимательны, следите за реакцией ребенка. Как только заметили признаки утомления, поменяйте вид деятельности. Будьте терпеливы, и ваш ребенок полюбит читать книги.
Что делать, если ребенка не привлекает чтение книг?
Если вы решили пользоваться готовой книгой, приобретенной в магазине, постарайтесь чтобы она соответствовала потребностям и возможностям ребенка.
Книга должна быть прочной (лучше, если страницы будут толстыми), с простыми четкими рисунками, которые доступны для понимания ребенка. Содержание книги тоже должно быть простым, коротким, с повторяющимися элементами. Если даже такая книга пока еще трудна для восприятия вашего ребенка, на первых порах не читайте ее, а пересказывайте, сокращая текст.
Не заставляйте ребенка насильно слушать книги. Может быть, он просто еще мал, и для него в данное время важнее научиться играть в мяч (в машинки, в куклы), даже если соседский ребенок такого же возраста уже давно слушает подобные книги.
Итак, если ребенок не хочет слушать книги:
* заинтересуйте ребенка;
* сочиняйте книгу вместе с ним сами;
* сделайте его героем книги;
* покупайте книги прочные, с короткими текстами, с рифмой, с повторами;
* не заставляйте ребенка слушать книги против его воли;
* выбирайте книги в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.