Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит.
Подготовка к овладению языком начинается уже с 2-4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья.
Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета. Этот период знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.
Л.С. Выготский писал: «Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить еду, а, сказав «ма-ма», можно позвать маму».
После 7-8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, т.е. артикуляционной моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка.
Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л).
Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2-2,5 лет ребенок пропускает или заменяет.
Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание.
Ребенок учиться произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 5 минут.
В норме уже к 4-4,5 годам дети овладевают правильным произношением почти всех звуков.
А нарушения звукопроизношения в этом возрасте объясняется недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.