Требования к речи окружающих ребёнка взрослых

Навык речи у ребёнка формируется по подражанию, поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной и могла стать эталоном. Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того ребёнок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить. Старайтесь исключить «сюсюканье» с ребёнком!

Нужно постараться, чтобы речь взрослого отвечала следующим требованиям:

  • Правильность – речь должна быть чистой, без речевых нарушений;
  • Четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звука (ребёнок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
  • Простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 3-4 слов;
  • Повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течении одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;
  • Богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

С малышом нужно постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и др.). При этом взрослый часто обращается к ребёнку, задаёт вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задаёт вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопросы сам. После того, как ребёнок много раз услышал названия предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Приведу примеры проговаривания взрослым различных ситуаций:

Умывание.

Идём умываться, давай откроем кран. Вода какая? Да, тёплая. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло, намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрой кран. Теперь  авай стряхнём воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце,  ытирай лицо и руки.
Молодец! Смотри, какой чистенький стал!

solnyshko_rech_okrujayuschih_1 Сборы на прогулку.

Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнём пуговицу. Покажи, где пуговичка? Неси кофту. Ой, какая красивая, тёплая кофточка! А это на кофте? Карман. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он! А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку и т.д. 

Нужны единые требования к речевому общению с ребёнком для всех близких взрослых:

разговаривать с малышом должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;
для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация – в быту, на прогулке, на занятии;
необходимо вызвать у ребёнка эмоциональное доверие и добиться положительного отношения и контакта.

Какими мы должны быть:

  • Выражение лица – максимально доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное;
  • Тон голоса в разговоре с ребёнком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный, приветливый, теплый;
  • От вас ребёнку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приголубить, приласкать.

СТАРАЙТЕСЬ:

Не говорить с иронией и насмешкой;
Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
Не ругаться, не кричать на ребёнка;
Не торопить и не подгонять малыша.

КАК МОЖНО ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ ОДОБРЕНИЕ И ПОХВАЛУ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИЯТИЕ.

 

От неправильного поведения или занятия старайтесь малыша только отвлекать, предлагая  не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ  и всегда ЛЮБОВЬ!

 solnyshko_rech_okrujayuschih_2

Подготовила:
учитель-дефектолог Е.В. Данилевская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.